sandy_z: (pin up)
[personal profile] sandy_z
Увы, прошлое занятие я вынуждена была пропустить, но по уважительной причине – ездила в Лондон. Зато четвертым насладилась в полной мере. Искрометная лекция Ольги Федорченко ([livejournal.com profile] bloha_v_svitere) могла заинтересовать балетом даже очень далекого от него человека. Речь у нас шла о реконструкции балетных спектаклей. Спектаклей эпохи романтизма. Условно, такие балеты можно разделить на две большие группы – те, что дожили до наших дней в более-менее полном виде («Жизель», например), и те, от которых осталось в лучшем случае название. Вот последние особенно будоражат воображение, и хореографов, и историков балета, и балерин.

Восстанавливают и возобновляют балеты тоже очень по-разному. Кто-то, как, например Сергей Вихарев, пытается показать нам тот спектакль, который видели зрители в XIX в. А Пьер Лакот берет и придумает полностью новый балет на сохранившейся сюжет и название (та же «Дочь фараона», например). Или, как Юрий Бурлака, идет на компромиссный вариант, воссоздавая старый балет, но добавляя туда какие-то более поздние вставки и вариации, как например, он добавил в «Эсмеральду» па-де-де Дианы и Актеона, которого не было в самой первой редакции.

Но и те спектакли, что дошли до наших дней вроде бы без изменений, на самом деле довольно сильно отличаются от своего первозданного вида. Очень много в этой связи говорилось о «Жизели». Это уникальный в своем роде балет, который особенно не подвергался перепостановкам (не берем сейчас в расчет радикальные варианты, типа Матса Эка), собрал в себе все штампы эпохи романтизма и донес их до нас. Почему? А кто его знает, судьба такая :) Может быть, оказался наиболее гармоничным из всех, а может быть история, в нем рассказана, оказалась до такой степени житейской и близкой, что не потеряла своей актуальности даже через столько лет после премьеры.
Тем не менее, шагая к нам через время, балет кое-что подрастерял, особенно в деталях, а в старых балетах они очень важны. Восстановлением, насколько это возможно, занимался Никита Долгушин. Его труд можно увидеть в той версии, что идет сейчас в Михайловском театре. Начал он, как ни странно, с костюмов. В чем танцевала Жизель и ее подружки в середине XIX в.? Правильно, в муслиновом шелке. Эта ткань тяжелее тех, из которых сейчас танцовщицам шьют костюмы. Стало быть и юбки были другой плотности, и создавали они совсем другую воздушную среду вокруг танцовщиков. И двигались они чуть иначе.
Не меняя хореографического текста, Долгушин изменил пантомимные мизансцены, добавив в первый акт жизни. Вот выход охотников, самое начало. Они не просто выходят и становятся на положенные места, они «беседуют», «шутят», «хвастают размерами трофеев» и т.д. Пантомимой, совсем недолго, но сцена сразу становится живой.
Или другая сцена – девчонки-подружки Жизели танцуют на празднике сбора урожая. И резвясь, подбрасывают в воздух желтые листья, мелочь, – а какая говорящая.
На одном из спектаклей Никита Долгушин вышел в роли герцога, отца Батильды. И отыграл такую сценку с матерью Жизели, что выдал новый, очередной пласт этой истории. Помните эпизод, когда Герцог просит воды, и из домика Жизели выносят стол, стулья и, собственно, воду? И вот Берта, мать Жизели, предлагает Герцогу стакан, тот пристально смотрит на нее и «говорит»: «Берта, это ты?» Она отнекивается, отворачивается. А он удовлетворенно кивает головой – «ты!». То есть, вполне вероятно, что в молодости он шалил ровно также как Альберт, только у Берты оказалось здоровое сердце и здравый ум. И вполне вероятно, что Жизель и Батильда – сводные сестры. А всего-то пара жестов :)
Еще Ольга очень интересно рассказывала о, скажем так, отражении характеров в танце. Сейчас это во многом ушло, а жаль. Итак, в спектакле есть двое мужчин – антагонистов: Альберт и Ганс. Кто такой Ганс? Лесничий, довольно грубый, приземленный, рационально мыслящий человек, хозяйственный, и, возможно, не очень молодой. Порхать, мечтать, и петь душой – не в его характере. Он, что называется, крепко стоит на земле. Когда-то таким его и изображали. Танцовщик, выходивший в роли Ганса, именно что ходил, он в принципе не мог иметь виртуозных вариаций, душа-то не поет, и вообще- баловство это. Кстати, в старых балетах было еще одно важное правило – отрицательный герой не имел права на вариацию. Если помните, в канонических версиях, Альберт в первом акте вариации не имеет.
По той же причине имеет танцев и Батильда. Она – приземленное существо и явная противоположность Жизели.
Другой хореографический конфликт – Жизель и Мирта. Мирта, как известно, директор кладбища, генерал армии призраков и вообще – самое Смерть. И ее танец начинается довольно медленно, она только из могилки поднялась – разминается :)) Ее сила нарастает одновременно со вступлением ночи в свои права.
А Жизель и тут другая – слишком живая для мира мертвых. Кстати, одна из вариаций Жизели во втором акте – более поздняя вставка, в изначальном варианте ее не было. А вариация Альберта, каноническая, и вовсе собирается из «кубиков» первого акта, так что менять ее по своему усмотрению, чем грешат некоторые артисты, мягко говоря, неправильно.
В XIX в. идеи больного сердца у Жизели не было, просто мама ей грозила, что, мол, будешь много танцевать – помрешь. А кончался тогда балет тем, что на кладбище появлялась Батильда и уводила Альберта в счастливую семейную жизнь. Сейчас такой финал тоже есть в некоторых театрах, в Риме, например.
Для 1841 г. «Жизель» была компилятивным балетом. В эпоху романтизма все поголовно сходили с ума и помирали от любви. А финал первого акта «Жизели», в частности сцена сумасшествия, очень похож на финальную арию оперы «Сомнамбула». Попробуйте наложить ее слова на эту сцену – лягут как родные.

Случались в балетной истории и т.н. кардинальные восстановления, когда современные хореографы пытались убрать все, что им казалось лишним. Особенно сильно в этих случаях доставалось пантомиме. Беда, однако, была в том, что старые балеты, в частности, балеты Петипа, были собраны по определенным, практически математическим формулам. И когда из них вот так выбрасывался или перерабатывался хотя бы один из компонентов, они, что называется, переставали работать. Так случилось, например, с первой редакцией «Спящей красавицы» Григоровича, когда он всю пантомиму поставил на пальцы. Очень быстро стало ясно, что не стоило этого делать, к счастью, и самому хореографу тоже.

«Дочь фараона» дожила до нас разве что названием и обрывочными балетными анекдотами, типа статиста, который, исполняя роль льва, должен был сигать с обрыва на маты, но так боялся, что крестился перед началом, или воспоминанием Георгия Баланчина, попавшего маленьким мальчиком на этот балет, вознамерился во что бы то ни стало стать артистом и исполнять роль… Обезьяны.
От той «дочери» осталась одна единственная вариация, которую помнила Матильда Кшесинская и передала ее балетным историкам. Он есть в постановки Лакота, если я правильно поняла Ольгу, это одна из вариаций Рамзеи.
Занятно, что Петипа в свое время был эдаким рупором времени. Прорыли Суэцкий канал, вошло в моду все египетское – получите балет «Дочь Фараона», случились войны в Испании – нате вам «Дон-Кихота», восстали в Индии сипаи – наслаждайтесь «Баядеркой». Эдакий youtube двухвековой давности 

Любопытно еще и то, что как только артист в те времена получал звание премьера, он переставал танцевать. Он выходил, активно знаками изображал любовь, ревность, страсть, отчаянье и прочий набор уважающего себя героя. А если требовалось выразить нечто танцем, он делал царственный жест, показывая, что, вот, мол, сейчас выйдет мальчик и покажет, как я тебя люблю, скучаю, страдаю, обожаю, ненавижу и т.д. Мальчик выходил и показывал. Продолжалось это безобразие до начала XX века.

Еще Ольга привела парочку вопросов на засыпку по истории б. Вы знаете, как было бы отчество у Жана де Бриена? А как полное имя и фамилия Раймонды? А кем представился Жизели Альберт? А почему переименовали фей, которые танцуют в прологе «Спящей красавицы»?

И еще вот вам театральная байка-быль. Если внимательно посмотреть на прически балерин, исполняющих «Пахиту» в XIX в., обнаружится, что все они подходят под определение «воронье гнездо», в том смысле, что волосы зачесаны пышно вверх и открывают уши. Более того, они всем этим сооружением еще и покачивали, словно неваляшки. Зачем? Все очень просто – они демонстрировали залу и своему благодетелю подаренные бриллианты, чаще всего-серьги. Им важно было не только станцевать, но и грамотно блеснуть камнем в нужную ложу, мол, смотри, дорогой, как мне идет твой подарок.

И ведь каждый старый балет – кладезь таких вот вещей, копалась бы и копалась в этом до бесконечности, если б могла :)
Словом, два часа пролетели до обидного быстро. Я бы с удовольствием послушала и посмотрела более подробный разбор той же «Жизели», у меня еще много вопросов осталось. Например: кто такие виллисы, в том смысле, что все ли обманутые невесты ими становились? Если да, то в какой срок? Когда Альберт пришел на могилу к Жизели, если известно, что умерла она осенью (когда еще бывает праздник урожая)? Ночью, после похорон, черед день, через год? Насколько я знаю, когда-то он нес в руках вполне определенные цветы, указывающие на время года. А какие?

Что касается практического занятия, то мы обсуждали «Русалочку» Джона Ноймайера. Мы написали свои рецензии, указав, для какого издания пишем, и Анна Гордеева сначала дала общие замечания и рекомендации, а потом указала на индивидуальные ошибки. К общим недочетам относилось то, что почти все увлеклись пересказом сюжета, отведя очень мало место описанию движений, почти никто не уловил японской темы в спектакле (не названию костюма, а именно в целом японской теме), и мало было сказано о музыке.
Мне попало за излишнее увлечение сюжетом в ущерб описанию хореографии, неверную аналогию с Мастером и Маргаритой и излишне сентиментальный финал. Ну, а количество тавтологий я и сама вижу. Мой текст можно почитать здесь

P.S. Как всегда, все неточности на моей совести. Я помню, сколько копий было сломано в свое время относительно реконструкций и аутентичности. Дальше я их ломать не собираюсь, я приняла все, сказанное Ольгой как факт.

Date: 2014-02-16 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bloha-v-svitere.livejournal.com
Саша, классные у тебя вопросы!
В принципе, Альберт ночью прискакал, "терпежу не было", как ляпнула как-то иоя Александра. Тогда да? Почему в 1 акте осень, а цветы у него - лилии (или не лилии?) или все-таки розы?

Про вилис - не обязательно быть обманутой, чтобы стать ею. По немецким легендам, они - девушки, умершие до свадьбы. И так как плотских, так сказать, радостей они не вкусили, поэтому и испытывают ненависть к гуляющим по кладбищам мужчинам.

А может, и не испытывают ненависть. А им просто потанцевать хочется. Представить, что они танцуют свой свадебный вальс. А во всем виновата Мирта - это она подбивает на противоправные действия.

Date: 2014-02-16 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sandy-z.livejournal.com
Мне кажется, что в разных театрах разные цветы - у кого лилии, у кого - розы, у кого вообще хризантымы. Какие в бутафорском цеху нашлись. А когда-то были вполне опредленные, указывающие на время года. И часы в финале 2 акта бьют (то есть били) опредленное количество раз, это тоже указание на время года. Раз это условно Германия, то, если светает рано - значит лето или поздняя весна, если поздно - осень или зима.
Хе, в таком случае, Мирту обидели как-то очень уже жестоко )))
А вот кстати, допустим, Альберт мог и не знать о кладбищенских легендах, но Ганс-то точно знал. И чего его-т на кладбище ночью понесло? Смерти искал? Он-то мог спокойно днем придти.

Date: 2014-02-16 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] bloha-v-svitere.livejournal.com
А, может, он ночью лес проверял, или рыбалка у него ночная была. Смотрит: рядом кладбище, дай, думает, зайду, чтоб два раза концов не делать.

Date: 2014-02-16 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sandy-z.livejournal.com
Действительно )) Но как теток-то не побоялся обстоятельный наш, не иначе с горя все забыл.

Date: 2014-02-16 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] bloha-v-svitere.livejournal.com
Часы сколько бьют? 6 утра. Да, ночь-то явно белая. Значит, дело у нас в Питере было.

Date: 2014-02-16 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] sandy-z.livejournal.com
Дык, это у вас - шесть, где-то я насчитала пять, где-то - четыре. Вот и думай, шо хошь :))

Date: 2014-02-16 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] poduchka.livejournal.com
Часы бьют без учёта летнего и декретного времени. Так что 6 - это наши нынешние 8.
На широте Киева восход в 6 утра - 1 октября, 5 - 22 августа, 4 - 8 июля.
Для Ленинграда: 6 - 29 сентября, 5 - 4 сентября, 4 - 10 августа.

Date: 2014-02-18 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] nebullah.livejournal.com
Интересно, кто же тогда Мирта? :))

Profile

sandy_z: (Default)
sandy_z

March 2014

S M T W T F S
      1
2 345 6 7 8
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 06:46 pm
Powered by Dreamwidth Studios